Посредничество в конфликте
Посредничество в конфликте - организация и проведение переговоров по вопросам урегулирования текущих конфликтов. Посредничество не предполагает юридической или психологической помощи.
Как начинается процесс посредничества в конфликте?
На первой встрече, посредник выясняет возможность урегулирования спора/конфликта путем переговоров, чаще всего такие встречи проходят по-отдельности с каждой стороной. На этом этапе обсуждаются такие вопросы как, например:
- Кто является конфликтующими сторонами?
- Кто и зачем предложил переговоры?
- Как возник спор? Что мешает самостоятельно урегулировать спор?
- Какие меры были приняты на сегодняшний день по урегулированию спора?
- Готовы ли стороны участвовать в переговорах?
- И другие вопросы, в зависимости от ситуации.
Исходя из полученной информации я принимаю решение о своем участии в переговорах, и стороны принимают решение об своем участии в переговорах.
Когда полезно использовать посредничество/медиацию в конфликте?
Находясь в конфликте чаще всего все мы приходим в состояние ограниченности восприятия, мышления, чувств и желаний. Кажется, что выхода нет, но скорее всего мы просто его не видим, так как сфокусированы на своей позиции. Третья сторона, выступающая в качестве посредника, может оказать ценную поддержку и сопровождать обе стороны на пути к разрешению любого спора. Конфликт не выгоден ни одной из сторон, и даже понимая это иногда сложно самостоятельно провести конструктивные переговоры.
Факты и мотивы, которые требуют участия посредника/медиатора в конфликте в организациях:
- члены команды, находясь в споре, ставят под угрозу успех собственных результатов;
- в общей или похожих зонах ответственности между командами в организации стороны отдаляются друг друга, что препятствует поиску решений в интересах организации;
- новый член команды влияет на межличностную структуру команды, что приводит к формированию подгрупп, которые затем негативно влияют на другие подгруппы;
- руководитель находится в споре с сотрудником, и оба не разговаривают, нарушая тем самым эффективную рабочую коммуникацию.
Как происходит переход к посредничеству в конфликте?
После подписания соглашения о проведении медиации, где указываются примерные темы, по которым стороны не находят решения, я приступаю к работе. Моя роль посредника/медиатора в конфликте заключается в организации переговоров и их проведении, чтобы попавшие в конфликтную ситуацию люди смогли, в атмосфере безопасности и структурированных переговоров, найти уникальный выход из ситуации. Я предоставляю обеим сторонам возможность озвучить свои мысли, эмоции и намерения, а также работаю с искаженными фактами. Медиация может быть направлена на урегулирование конфликта и продолжение отношений, либо на урегулирование конфликта и завершение отношений. Основой медиации является создание доверительной атмосферы и особого внимания посредника/медиатора к потребностям каждой стороны, которое включает в себя безопасность и полную защиту интересов, добровольность участия сторон и медиатора в переговорах, конфиденциальность и нейтральность посредника по отношению к ситуации и сторонам, а также равноправие участия сторон в переговорах.
Как долго длится процесс медиации?
Продолжительность процесса медиации зависит от стадии спора/конфликта, от темпа работы сторон. В среднем достаточно 1-2х встреч, бывают случаи, где есть множественность исков и споров. То есть уделение внимания каждому вопросу физически требует большего количества встреч. Для коллективов или организаций достаточно 1-2х рабочих дня.
Как я сама воспринимаю роль медиатора в конфликте?
Медиатор является защитником принципов медиации (конфиденциальность, нейтральность, равноправие и добровольность). Моя задача наладить коммуникацию между спорящими сторонами и ни в коем случае не навязывать решение. Налаженная коммуникация между сторонами позволяет услышать друг друга и не интерпретировать позиции друг друга. Посредник должен организовать переговоры таким образом, чтобы стороны сами пришли к соглашению, которое будет отвечать интересам всех сторон. А исполнение соглашения будет добровольным, так как стороны приняли ответственное решение выполнять намеченные договоренности.
Контакты
CRM-форма появится здесь